Могу рассказать, как мы обучаем читать в Смарте
Сначала про традиционную русскую методику в школах. Вначале учат слова на слух. Алфавит учится сразу, но это не очень помогает в чтении, так как огромное количество букв читается не по правилам. Постепенно появляются написанные слова, и дети просто запоминают, как они выглядят без всяких правил. То есть они могут прочитать то, что выучили, но не смогут читать новые слова. Во втором или третьем классе появляется транскрипция для изучения правил чтения. Для детей это трудная штука, потому что знаки там не совпадают с буквами и ее детям сложно запомнить. Если занятий в школе много, то дети выучивают больше слов, поэтому могут читать большее кол-во слов.
То есть сначала дети запоминают какое-то количество слов без системы, а потом появляются правила чтения и транскрипция. Хотя здесь писали, что не преподают сейчас правила чтения вообще по новым программам (может, они будут в программе позже?)
Как мы учим читать в Смарте (и эту методику используют во многих других странах)
Небольшая справка: половина букв в английском языке читается 2 или 3 способами. Например, буква Аа может читаться как «эй», «э», «а», «о». Авторы системы сделали исследование, какой вариант читается чаще всего. С буквой Аа – это «э».
Поэтому в первом классе мы учим эту букву не так, как она звучит в алфавите, а как звук «э». И порядок слов выбран не такой, как в алфавите, а такой, который дает наибольшее кол-во слов. Первыми мы учим буквы S, a, p, i, t, n, e. Итак, выучив первые 6 или 7 букв, мы можем читать уже нормальное кол-во слов. Звуки учатся с помощью песен и специальных знаков. Со временем появляются и другие варианты прочтения буквы, но они появляются сразу в сочетании с типичными буквами, например, «ai» - как звук «эй», ck , как «к», sh – «ш», ch – «ч» и т.д.
Благодаря этому дети действительно учатся читать, а не просто зубрят слова и то, как они выглядят )))
Пособие Jolly Phonics, которое советовала
Grendel, обучает чтению именно по этой системе.